Новые акценты на новый учебный год. Обсуждаем инструктивно-методическое письмо «Особенности организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2017/2018 учебном году»


В воспитательной работе учреждения общего среднего образования руководствуются многими документами, но акценты на текущий учебный год задаются, как правило, в инструктивно-методических письмах Министерства образования. В этом году ИМП опубликовано под заголовком "Особенности организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2017/2018 учебном году" (на сайте Министерства письмо и приложения к нему размещены в рубрике "Информационно-аналитические и методические материалы" раздела "Управление социальной, воспитательной и идеологической работы"). Есть в нем и рекомендации по проведению шестого школьного дня.

В тексте инструктивно-методического письма содержатся отсылки на некоторые документы, которые также размещены на сайте Министерства образования:

Приложение 1. Перечень нормативных правовых документов и информационно-аналитических материалов по актуальным направлениям организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования

Приложение 2. Пособия, рекомендованные к использованию в учреждениях общего среднего образования с грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь»

Приложение 3. Календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных и праздничных дат

Приложение 4. Перечень учебных программ факультативных занятий воспитательной направленности, рекомендованных к использованию в учреждениях общего среднего образования с грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь»

Приложение 6. Рекомендации "Актуальные формы и методы совершенствования профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования"

Приложение 8. Рекомендации по организации работы учебно-методических объединений педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя

* * *
Несколько цитат из инструктивно-методического письма:
Одна из актуальных задач образования – формирование личности будущего активного гражданина, способного разрабатывать стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность (прим.: выделено мною).
Идеологическая работа по воспитанию молодого поколения должна быть системной, а не сводиться к одноразовым компаниям. 
В структуре документа можно выделить несколько разделов:
  • Нормативное правовое обеспечение 
  • Научно-методическое обеспечение: 
Программно-планирующая документация воспитания
Учетно-методическая документация
Учебно-методические издания 
  • Информационное сопровождение социальной, воспитательной и идеологической работы 
  • Гражданское и патриотическое воспитание 
  • Совершенствование системы взаимодействия учреждения образования с семьей 
  • Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в учреждениях образования 
  • Формирование у учащихся навыков безопасного и ответственного поведения. 
  • Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних
  • Правовое и нравственное воспитание 
  • Трудовое и экономическое воспитание, профориентационная работа 
  • Совершенствование работы учреждений общего среднего образования в шестой школьный день 
  • Роль классного руководителя и учителя-предметника в реализации задач воспитания

Организаторам шестого школьного дня

В документе имеется большое количество рекомендаций по организации шестого школьного дня. Школьной субботе посвящен целиком раздел "Совершенствование работы учреждений общего среднего образования в шестой школьный день", отдельные рекомендации встречаются в других разделах инструктивно-методического письма.

В ИМП указано, что при организации работы учреждений образования в шестой школьный день необходимо руководствоваться нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь, размещенными на Интернет-портале Министерства образования в разделе «Шестой школьный день» и на интернет-сайте Академии последипломного образования в рубрике «Организация шестого школьного дня»

Каждая школа может сама регулировать и индивидуально устанавливать план мероприятий, расписание факультативных занятий, объединений по интересам, графики консультаций учителей-предметников и др. в шестой школьный день. 

Кратко остановлюсь на отдельных положениях:
  1. В новом учебном году необходимо более рационально использовать возможности факультативных занятий, в том числе в шестой школьный день. Учебные программы факультативных занятий воспитательной направленности можно скачать на Национальном образовательном портале ("Программы факультативных занятий музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленностей", "Учебная программа факультативных занятий "Основы православной культуры» для V–IX классов учреждений общего среднего образования").
  2. Необходимо продолжить работу консультационных пунктов для учащихся, учителей и родителей по проблемным вопросам взаимоотношений, повышения успеваемости обучающихся, по осуществлению образовательного и профессионального выбора и др., где можно использовать опыт народной педагогики, опыт успешных родителей, активизировать потенциал социума, общественности, ресурсы шестого школьного дня и каникулярного времени. 
  3. Обеспечить оптимальный охват учащихся физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня, в том числе в шестой школьный день, на протяжении всего учебного года и в период оздоровительной кампании. При этом очень важно совместно с медицинскими работниками регулярно отслеживать оздоровительный эффект от проведенных мероприятий.  
  4. Продолжать целенаправленную работу по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних. Необходимо обеспечить на должном уровне организацию занятости несовершеннолетних в свободное время, внедрять новые, интерактивные формы работы с обучающимися, обеспечить максимальный охват учащихся при проведении профилактических мероприятий, в том числе в шестой школьный день.
  5. Особое внимание необходимо обратить на организацию и проведение совместных с родителями тематических мероприятий: родительских собраний, семинаров, реализацию совместных детско-родительских проектов; проведение семейных праздников, посвященных культуре и традициям белорусской семьи. Во взаимодействии с заинтересованными целесообразно предусмотреть проведение тематических недель, совместных воспитательных мероприятий в рамках шестого школьного дня. 
  6. Главными составляющими модели организации шестого школьного дня являются физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа, трудовое воспитание и профориентационная работа, а также работа учителей-предметников.
  7. Внутришкольные, городские и районные спортивные соревнования и мероприятия следует проводить преимущественно в шестой школьный день. При их проведении необходимо учитывать возраст учащихся, традиции учреждения образования, наличие спортивных сооружений, оборудования и инвентаря.
  8. Особенностью организации шестого школьного дня является трудовое воспитание, проведение профориентационной работы на качественно новом уровне и во взаимодействии со всеми заинтересованными. В шестой школьный день в объединениях по интересам с учащимися должны работать учителя технического и обслуживающего труда, активно использоваться школьные мастерские, кабинеты обслуживающего труда. Особое внимание необходимо уделить организации и проведению профориентационных мероприятий (мастер-классов, «трудовых мастерских», профессиональных проб, иных форм работы), допрофессиональной подготовки и профессионального обучения учащихся учреждений общего среднего образования на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования.
  9. Обязательная составляющая шестого школьного дня – мероприятия для родителей («Родительские университеты», консультирование родителей по вопросам обучения учителями-предметниками и др.). Материалы для работы с родителями размещены на интернет-сайте Академии последипломного образования в рубрике «Организация шестого школьного дня». 
  10. В целях широкого информирования обучающихся, родителей на сайтах учреждений образования необходимо еженедельно актуализировать информацию в рубрике «Шестой школьный день», размещать анонсы значимых тематических школьных, районных, общегородских и иных мероприятий, а также информацию с фото и видео материалами о проведенных мероприятиях. 
  11. В субботу должны эффективно работать учреждения дополнительного образования детей и молодежи
  12. Максимально занятыми в мероприятиях шестого школьного дня должны быть учащиеся, требующие особого педагогического внимания, состоящие на различных категориях профилактического учета. Следует обеспечить в шестой школьный день обязательную работу с обучающимися и их родителями специалистов СППС, в первую очередь, с детьми, находящимися в социально опасном положении, детьми, совершившими правонарушения, воспитанниками замещающих семей. 
  13. Органам управления образованием следует регулярно осуществлять анализ организации шестого школьного дня в учреждениях образования, определять действенные пути его совершенствования с учетом рекомендаций Министерства образования, имеющегося регионального опыта, специфики вариативных моделей работы каждого конкретного учреждения образования, на основе обязательного изучения интересов, потребностей и запросов обучающихся, пожеланий родителей и возможностей педагогического коллектива. 
  14. Эффективность региональных моделей работы будет оценена в ходе республиканского конкурса на лучший проект по организации шестого школьного дня в учреждениях общего среднего образования, итоги которого будут подведены осенью 2017 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий